Ситуация в Соцгорбанке, которому участники рынка приписывают членство в банковской группе Матвея Урина, развивается по сценарию, характерному для всех остальных банковских активов предпринимателя. Соцгорбанк, недавно лишившийся лицензии, теперь уже потенциальный банкрот, а происшедшее в нем, как и во всех предыдущих банках господина Урина, очень похоже на уголовное преступление, констатировал ЦБ. Действия регулятора в отношении проблемных банков слишком показательны, считают участники рынка, констатируя избирательность и неэффективность системы банковского надзора.
Комментирует член правления Смоленского Банка Юрий Петрущик:
«В свое время, комментируя банковское нормотворчество, заместитель Генерального прокурора Александр Буксман весьма метко отметил «вариативность его применения». И это действительно так.
Все хорошо помнят, сколько продолжалась сага с Межпромбанком до отзыва у него лицензии, и неизвестно, сколько она будет продолжаться еще. Еще один весьма яркий пример - Банк Москвы. Не случайно председатель правления ВТБ Андрей Костин с высокой трибуны использует слово «беспредел» для описания возникшей в нем ситуации.
Несмотря на огромное количество отчетов, предоставляемых регулятору кредитными учреждениями, неэффективность надзора и его «избирательный подход» давно очевидна всем, причем дело здесь даже не в величине того или иного банка – достаточно вспомнить объемы помощи, оказанной государством терпящим бедствие организациям. Неизвестно, где были бы сейчас получившие дотации «гранды», если бы не протянутая рука правительства. Налицо как раз недостаточность содержательного, а не формального подхода.
Кстати, банки Матвея Урина сгубило, прежде всего, «неудачное махание битой» их владельцем, а не выявленные надзором проблемы - они как раз стали следствием этой ситуации.
Так уж получилось, что неэффективность применяемых мер либо неумение их использовать, помноженное на коррупционную составляющую, подменяется в нашей стране бесконечным расширением полномочий надзорных органов. Государство и подконтрольные ему структуры (АСВ, Сбербанк РФ) пока не могут разобраться даже с публикацией списков топ-менеджеров, доведших банки до банкротства, не говоря уже об уголовной ответственности. Только сейчас начинаются разговоры о привлечении к суду хозяев кредитных учреждений, зачастую не входящих даже в состав органов управления.
В этой связи предлагаемые меры вряд ли что-то изменят. Они заработают только вместе со сменой действующей модели управления страной, о которой так давно говорят».