03.08.2018 15:47
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 82393; сегодня: 4.

«Фермерские победы» Банка Уралсиб

Интервью «ТТ Финанс» дал Константин Бобров, председатель правления ПАО «Банк Уралсиб».

«ТТ Финанс»: В этом году на МФК многие банки заявили о том, что будут делать ставку на малый бизнес, причем на разные его сегменты - МСБ с госконтрактами, комплексное обслуживание совсем мелкого бизнеса типа ИП и т. д. Как ваш банк планирует работать с МСБ? Какие сегменты кажутся наиболее перспективными?

Константин Бобров: Те банки, которые занимаются сейчас малым и средним бизнесом, стараются найти сегменты, по которым они обладают относительно большей информацией - статистикой, различными данными. Такими, которые позволяют лучше понять потребности клиентов из этих сегментов и точнее сформулировать свои продуктовые предложения. Самое важное здесь – найти для себя баланс между доходами, которые ты получишь от данного сегмента и расходами на развитие бизнеса в этом сегменте. Иными словами – оценить финансовые возможности этого сегмента целиком, оценить какую долю ты можешь в нем занять, и какой ценой (то есть прикинуть, какие расходы и риски у тебя будут при работе с этим сегментом). Так, например, одним из приоритетов при работе с малым бизнесом стало для нас женское предпринимательство. Другие наши коллеги, я предполагаю, действуют похожим образом, тоже ищут свои сегменты, выстраивают гипотезы и потом их тестируют.

При этом хотел бы обозначить один важный момент. Несмотря на то, что банк заявляет некоторые фокусные для себя клиентские группы, это не означает того, что с другими сегментами банк не работает. Просто банк предполагает, что в своих приоритетных сегментах он будет иметь лучшую информационную картину относительно других. Но это не «черное и белое». Это не означает, что остальные клиенты так называемых «нефокусных групп» являются нежелательными клиентами данного банка.

«ТТ Финанс»: Почему Банк Уралсиб решил сделать ставку именно на женское предпринимательство? Как вы развиваете это направление?

Константин Бобров: Исторически Банк Уралсиб имеет сильные позиции в сегменте малого и среднего бизнеса. Мы, конечно же, не можем стоять в стороне от тех тенденций, которые происходят как в мире, так и в нашей стране. А женское предпринимательство сейчас, что называется, «в тренде».

Примерно год назад мы для себя сформулировали фокус на женское предпринимательство, и вот уже примерно около года не только в теории, но и на практике видим, как происходит взаимодействие с этим сегментом.

Для своего банка мы видим следующие возможности в этом сегменте. Во-первых (и это статистический факт) – женщины и в качестве розничных клиентов более дисциплинированы в обслуживании своих кредитов. Мы очень надеемся, что такой же формат поведения – чуть меньшую склонность к риску (а для банкира это важно, когда он кредитует) – они также распространят и там, где они выступают в качестве предпринимателя. Говоря банковским языком, при прочих равных они будут более надежными заемщиками. Во вторых, мы видим, что женское предпринимательство становится фокусом развития в нашей стране. Существуют отдельные программы, которые реализуются на государственном и на региональном уровне. Мы видим, что региональные власти оказывают этому сегменту повышенное внимание. В третьих, Банк Уралсиб на данный момент аккумулировал определенные компетенции и опыт по направлению женского предпринимательства.

Данный сегмент все больше институциализируется. Появляются измерители, которые позволяют оценивать то, как развивается этот сегмент. В частности – это индекс женского предпринимательства – бизнес-индекс, который уже существует несколько лет. С недавнего времени Банк Уралсиб также стал принимать участие в продвижении этого индекса, который позволяет судить о тех тенденциях, которые существуют в этом сегменте. Все больше женщин увереннее себя чувствуют в предпринимательстве, чувствуют поддержку, бизнес-культура растет. Этот бизнес-индекс изменился с 51 до 69 за 4 года, и это достаточно хороший прогресс.

В то же время, данный индекс позволяет видеть и те проблемы, которые испытывает данный сегмент, данная предпринимательская среда. Женщины-предприниматели указывают в качестве сложностей, с которыми они сталкиваются, два ключевых момента: это недостаток средств (что, пожалуй, естественно для всех предпринимателей), и нехватка знаний. Что касается финансовых ресурсов, то их ограниченность также имеет и положительные моменты – поскольку заставляет трижды подумать, на что они будут потрачены.

Что касается необходимости продвижения знаний о том, как вести и развивать бизнес, то банк уделяет этому повышенное внимание. Мы хотим, чтобы наши клиенты были финансово грамотны, рачительны. Тогда их бизнес будет стабилен, а банк будет иметь меньшие риски, кредитуя их. Сейчас в бизнес-среде предприниматели преувеличивают значение хорошей идеи по сравнению со знаниями и умением реализовать эту идею на практике. Многим кажется, что если идея хороша, то это автоматически принесет успех. На практике же неграмотные финансовые решения безжалостно убивают даже самые прекрасные идеи. И вот в этом смысле мы, пожалуй, видим одно из своих конкурентных преимуществ – мы даем знания о том, как правильно вести свой бизнес, как оптимально использовать финансовые ресурсы и финансовые продукты. В нашем Университете бизнеса, который работает вот уже более года – большое количество различных вебинаров, семинаров для наших клиентов. Наиболее актуальные и интересные темы мы потом выносим для общения, встречаясь с предпринимателями в формате бизнес-завтраков. Но я могу сказать, что помимо различных практических вопросов, как выиграть тендер, как оптимально продвигать свои услуги, как создать интернет-магазин, мы нашли такую очень интересную нишу, актуальную для женщин-предпринимателей, и вообще для малого предпринимательства, как наиболее характерные ошибки в бизнесе. Мы привлекали спикеров, которые имели и успехи, и неудачи в бизнесе. И вот обсуждение и анализ еще и таких неудачных опытов, на мой взгляд, имело для слушателей не меньшее практические значение, чем рассказы о каких-то success-story.

«ТТ Финанс»: Какую стратегию развития выбирает ваш банк на 2018 год и ближайшие годы?

Константин Бобров: Мы сейчас завершаем наш первый трехлетний план развития банка, который мы приняли еще в 2016 году. До конца 2018 года мы планируем разработать стратегию 2019-2021 годы, которую представим на утверждение коллегиальных органов банка, а затем и наблюдательного совета. Мы останемся универсальным банком. У нас сохранится фокус на розничных клиентов, а так же на малый и средний бизнес. Действительно, работа с крупнейшими компаниями становится уделом крупнейших банков. Там конкуренция за оказание клиентам всего спектра банковских услуг очень велика.

А вот малый и средний бизнес – тут гораздо больше сегментов, возможностей позиционирования. О выборе этих приоритетов сейчас и ведется основная дискуссия.

Может быть, мы будем только чуть менее публичны в представлении своей стратегии, чем коллеги из крупных банков. Мы в этом смысле о своих лучших идеях стараемся как раз громко не говорить. Именно потому, что конкуренция действительно очень жесткая. Экономика не очень быстро растет, и новых сегментов, так называемых «голубых океанов», которые были бы зоной развития для банкинга и экономики, не так много. Банковский бизнес становится очень избирательным в выборе прибыльных зон и ограничения своей деятельности в неприбыльных сегментах.

«ТТ Финанс»: Какие еще направления планируете развивать? У вас же еще есть ипотека и другие приоритетные продукты.

Константин Бобров: Да, ипотека у нас остается одним из основных продуктов. Хотя, сейчас его привлекательность для банков падает, по сравнению с 2016-2017 годами. Когда шло более активное движение вниз по рублевым ставкам, оно позволяло дополнительно зарабатывать банку на переоценке ипотечного портфеля. Сейчас, когда в этот сегмент приходит все большее количество банков, чистая маржа там значительно снижается, да и рублевые ставки тоже значительно замедлили свое снижение. Поэтому сохранение этого продукта в своей линейке все больше будет зависеть от того, возможно ли для разных сегментов клиентов, которые берут ипотеку, развить кросс-продажи и какие еще продукты можно будет им предложить. Поскольку, по моему мнению, уже на достаточно небольшом горизонте для большинства банков ипотека как таковая, без кросс-продаж, будет иметь маржинальность, близкую к нулю.

Кроме того, я думаю, мы более активно будем развивать кредитные карты. В этом продукте, как мы видим, есть клиентские сегменты с приемлемой маржинальностью.

Для юридических лиц мы сейчас развиваем транзакционные продукты, например, для компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность. А также легкие кредитные и квазикредитные продукты – овердрафты и гарантии.

«ТТ Финанс»: Какие наиболее яркие достижения Банка Уралсиб за последнее время можно отметить?

Константин Бобров: Самое большое достижение в том, что банк стал устойчиво прибыльным, причем, прибыль также хорошо диверсифицирована и не зависит от какого-то одного источника. А устойчивость и диверсифицированность прибыли – это хороший признак того, что ваша бизнес-модель с высокой долей вероятности эффективна и будет продолжать воспроизводить положительный результат и дальше. Помимо этого, мы оптимизировали множество процессов, серьезно поработали с операционными расходами. Все это, образно говоря, «фермерские» победы. В отличие от «охотничьих побед», где быстрый, понятный, видный всем успех - завалил ты кабана или нет, «фермерские победы» менее заметны: каждый день ты должен сделать кучу повседневной работы, каждая из которых не является каким-то подвигом, но в сумме дает результат. И делать ее надо каждый день. Так и у нас: в ежедневном качественном ведении бизнеса и кроется успех нашей работы.

Экспертная группа «ТТ Финанс».


Ньюсмейкер: TT Finance — 445 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...
Московская молодежь вернулась из первой антарктической экспедиции
17.12.2024 13:18 Новости
Московская молодежь вернулась из первой антарктической экспедиции
Завершилась Московская молодежная антарктическая экспедиция. В ней приняли участие 13 школьников и студентов колледжей. Об этом рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Вот и подошел к концу первый поход юных...
Путешествие по монетным дворам России
17.12.2024 09:44 Аналитика
Путешествие по монетным дворам России
В современной России действуют лишь два монетных двора — Московский и Санкт-Петербургский. Однако так было не всегда. Древние княжества, каждое со своей столицей, на протяжении многих десятилетий чеканили собственные деньги. Первый российский стандарт для монет...
Состоялся очередной показ бренда Misha’Le
17.12.2024 00:21 Мероприятия
Состоялся очередной показ бренда Misha’Le
14 декабря 2024 года в Москве на ВДНХ в рамках «Праздника фантазии» состоялись организованные проектом «Московское долголетие» дизайнерские показы модной одежды, где бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой представил свою новую коллекцию «Русский триколор». Коллекция подчёркивает российскую...
Тульская наступательная операция 1941 года
15.12.2024 09:03 Аналитика
Тульская наступательная операция 1941 года
В декабре 1941 года завершилась Тульская наступательная операция, в результате которой была ликвидирована угроза окружения Москвы с юга. Бои за Тулу стали важной частью битвы за Москву, начавшейся 30 сентября 1941 г. В рамках операции вермахата «Тайфун» планировалось окружить советскую столицу...