22.04.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 4043; сегодня: 2.

Нужна ли России национальная платежная система?

Обсуждавшаяся в течение нескольких лет концепция о необходимости создания национальной платежной системы начинает приобретать реальные очертания. 10 марта текущего года президент России поддержал предложение главы Сбербанка Германа Грефа о создании национальной системы платежных карт на основе технологий банка. Однако целесообразность создания подобной системы вызывает большие сомнения.

Отправной точкой формирования российского рынка платежных карт можно считать начало 90-х гг. XX века, когда был принят Закон «О банках и банковской деятельности», появились первые коммерческие банки и сформировались отечественные платежные системы – STB Card и Union Card. На сегодняшний день эти системы по-прежнему функционируют, хотя по объемам циркулирующих карт существенно уступают мировым платежным системам Visa и MasterCard. Так, на долю STB Card приходится 1,4% от всех карт, выпущенных на территории России, на долю Union Card (после объединения в 2005 г. она стала называться Объединенная платежная система NCC|UC) – 1,1%. Более, чем на 95% российский рынок заполнен картами системы Visa и MasterCard ввиду возможности их использования как платежного средства не только в России, но и в любой стране мира. Отечественные системы пока могут предложить возможность применения карт только на постсоветском пространстве и в ограниченном количестве иностранных государств (Македония, Черногория, Чехия).

Мировая практика свидетельствует о том, что становление рынка пластиковых карт шло от кредитных карт к дебетовым. В России ситуация обратная. Можно констатировать, что по состоянию на 2009 г. рынок дебетовых карт преобладает над рынком кредитных карт. В общей сложности в 2009 г. в России было выпущено 126 млн. пластиковых карт, из которых почти 80% составляют дебетовые карты, и лишь 20% – кредитные.

Лидерами по количеству используемых пластиковых карт ожидаемо являлись Москва, Московская область и Санкт-Петербург. На их долю приходилось 44% от всех, циркулирующих на территории России, карт. Менее всего карт было выявлено в республиках Северно-Кавказского (Карачаево-Черкесская Республика – 64,3 тыс. карт; Республика Ингушетия – 37,9 тыс. карт) и Дальневосточного федеральных округов (Еврейская автономная область – 57,3 тыс. карт; Магаданская область – 62,2 тыс. карт).

Анализируя структуру транзакций, проводимых по банковским картам, и количество карт, приходящихся на 1 экономически активного жителя России, можно констатировать, что отечественный рынок пластиковых карт находится только в стадии становления.

Так, в 2009 г. лишь 9% операций, совершенных по платежной карте, был направлен на оплату товаров и услуг и 91% – на снятие наличных. При этом в некоторых регионах – республика Мордовия, Оренбургская, Пензенская и Костромская области – объемы обналичивания составили более 96%.

Проводя сравнительный анализ количества пластиковых карт, приходящихся на 1 трудоспособного жителя стран Азии, Европы и Америки, можно констатировать, что мы значительно уступаем большинству государств. Так, в России на 1 человека приходится лишь 1,4 карты, тогда как в Японии – 11,6, в Южной Кореи – 6,75, в США – 6,6, в Бразилии – 4,35.

Развитию рынка дебетовых карт в России не способствуют и банки. Конкурентный анализ тарифов на дебетовые карты, проведенный компанией Symbol-Marketing (подразделение Symbol Communication Group) в марте-апреле 2010 г., позволил установить, что в среднем годовое обслуживание основной и дополнительной дебетовой карт составляет 1300 рублей. Помимо этой оплаты Клиент также будет вынужден каждый раз платить комиссию за снятие наличных – около 0,6% в банкомате и 1% – в кассе своего банка, а также не менее 750 рублей в год за sms-уведомления.

Таким образом, возникает резонный вопрос, а готова ли российская экономика к созданию национальной платежной системы, принимая во внимание, что уже 2 национальных системы существуют, но пользуются минимальной популярностью у россиян, количество торговых точек, принимающих к оплате пластиковые карты, немного, а условия, выдвигаемые банками, не стимулируют российских потребителей оформлять платежные карты.

Агентство Symbol–Marketing (подразделение Symbol Communication Group)

Телефон: (495) 221-32-02

Факс: (495) 221-32-02

E-mail: marketing@symbolgroup.ru

www.symbol-marketing.ru

www.symbolgroup.ru


Ньюсмейкер: Symbol Communication Group — 24 публикации
Поделиться:

Интересно:

Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...
Московская молодежь вернулась из первой антарктической экспедиции
17.12.2024 13:18 Новости
Московская молодежь вернулась из первой антарктической экспедиции
Завершилась Московская молодежная антарктическая экспедиция. В ней приняли участие 13 школьников и студентов колледжей. Об этом рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Вот и подошел к концу первый поход юных...
Путешествие по монетным дворам России
17.12.2024 09:44 Аналитика
Путешествие по монетным дворам России
В современной России действуют лишь два монетных двора — Московский и Санкт-Петербургский. Однако так было не всегда. Древние княжества, каждое со своей столицей, на протяжении многих десятилетий чеканили собственные деньги. Первый российский стандарт для монет...
Состоялся очередной показ бренда Misha’Le
17.12.2024 00:21 Мероприятия
Состоялся очередной показ бренда Misha’Le
14 декабря 2024 года в Москве на ВДНХ в рамках «Праздника фантазии» состоялись организованные проектом «Московское долголетие» дизайнерские показы модной одежды, где бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой представил свою новую коллекцию «Русский триколор». Коллекция подчёркивает российскую...
Тульская наступательная операция 1941 года
15.12.2024 09:03 Аналитика
Тульская наступательная операция 1941 года
В декабре 1941 года завершилась Тульская наступательная операция, в результате которой была ликвидирована угроза окружения Москвы с юга. Бои за Тулу стали важной частью битвы за Москву, начавшейся 30 сентября 1941 г. В рамках операции вермахата «Тайфун» планировалось окружить советскую столицу...