Согласно прогнозным оценкам экспертов, к 2012 г. в США платежные карты практические полностью вытеснят наличные деньги как основной метод оплаты товаров и услуг. Несмотря на принимаемые меры по созданию национальной платежной системы, увеличению числа банкоматов и торговых точек, принимаемых к оплате пластиковые карты, в России на долю безналичных платежей приходится не более 10%. Предпосылок для изменения текущего положения в ближайшее время нет: условия, выдвигаемые банками при оформлении дебетовых карт, заставляют клиентов тратить значительные деньги при ее использовании.
Рынок дебетовых карт существует в России около 20 лет. Однако можно констатировать, что развивается он достаточно медленно. В 2009 году на территории России циркулировало почти 126 млн. платежных карт, из которых 80% приходилось на дебетовые и 20% – на кредитные. Таким образом, в пересчете на 1 экономически активного жителя страны приходилась 1,1 дебетовая карта и 0,3 кредитных карты. Для сравнения в Японии 6,4 и 5,2 карт соответственно.
Операции, совершаемые по дебетовым картам, также свидетельствуют о пассивности потребителей на рынке платежных карт. В 2009 г. лишь 9% операций, совершенных по платежной карте, были направлены на оплату товаров и услуг и 91% – на снятие наличных. Разница между получением наличных и безналичными расчетами в регионах России колеблется в пределах от 5 раз (в Мурманской области) до 58 раз – в республике Мордовия. Такая ситуация свидетельствует в пользу того, что большинство россиян не самостоятельно заводят дебетовые карты, а получают их в рамках «зарплатного проекта».
Конкурентный анализ тарифов на дебетовые карты, проведенный компанией Symbol-Marketing (подразделение Symbol Communication Group) в марте-апреле 2010 г., позволил установить, что оформление и использование дебетовых карт частными лицами в московских финансовых организациях достаточно дорогое удовольствие.
Средняя стоимость 1 года обслуживания основной дебетовой карты с рублевым счетом типа Visa Classic или MasterCard Standard составляет 1300 рублей, но может достигать и 1990 рублей (банк «БНП Париба»). Стоимость годового обслуживания дополнительной картой в среднем составляет около 600 рублей.
При снятии наличных в банкоматах и пунктах выдачи наличных своего банка, Клиент будет вынужден каждый раз платить комиссию. В 31% банков комиссия за обналичивание средств в банкоматах варьируется в пределах от 0,1% до 0,5% от суммы операции, в 14% банков – от 0,6% до 1%, а в банке «Кредит Европа Банк» – 1,5% от суммы, но не менее 30 рублей. Не установили комиссию банки с государственным участием «Сбербанк России», «Газпромбанк», «ВТБ 24», а также ряд коммерческих банков – «ОТП банк», «Московский Кредитный Банк», «Собинбанк», «Инвестбанк» и проч.
Более жесткие условия снятия наличных в кассах и банкоматах сторонних банков. Здесь уровень комиссии значительно выше и может достигать 2,5% (в ПВН). Однако реально этот показатель еще больше, т.к. финансовые организации устанавливают также минимальный размер взимаемой комиссии за снятие наличных. Например, в «Металлинвестбанке», комиссия составляет 1,5% от суммы операции, но не менее 295 рублей. Принимая во внимание, что в 2009 г. средняя сумма снятия наличных составила 5200 рублей, комиссия по этой сумме в «Металлинвестбанке» должна была составить 78 рублей. В реальности она превратилась в 295 рублей и 5,7%.
Помимо стандартного пакета услуг банки также предоставляют и дополнительные услуги. Одной из самых популярных и широко востребованных из них является предоставление уведомлений по операциям по счету с использованием средств мобильной связи (sms-уведомление). Стоимость подобной услуги, в среднем за 1 месяц составляет 50 рублей и колеблется в пределах от 25 рублей (в «Транскредитбанке») до 100 рублей (в «Первом Объединенном Банке»). Таким образом, в год эта сумма может достигать 1200 рублей.
Анализируя расходы по дебетовой карте на основные и дополнительные услуги, можно установить, что в год они могут достигать 5 000 рублей.
Агентство Symbol–Marketing (подразделение Symbol Communication Group)
Телефон: (495) 221-32-02
Факс: (495) 221-32-02
E-mail: marketing@symbolgroup.ru
www.symbol-marketing.ru
www.symbolgroup.ru