18.11.2020 18:04
Мероприятия.
Просмотров всего: 6866; сегодня: 1.

Как закалялся банковский диджитал

Как закалялся банковский диджитал

Совершенно буднично в России свершилась диджитал-революция банковской сферы. Остались локальные «очаги сопротивления». Конечно, этому поспособствовали кризисные треволнения. И не обрушься на наши головы пандемия, путь цифровизации оказался бы более долгим и тернистым. Об этом шла речь на организованно порталом «ТТ Финанс» совместно с «Фонтанка.ру» круглом столе «Онлайн-технологии - 2020».

И вновь продолжается бой

«Рассуждая о диджитализации банковской сферы, вряд ли следует говорить о появлении каких-то новых продуктов. Скорее, речь идет о смещении из офлайна в онлайн массового использования традиционных банковских сервисов», – считает директор Департамента МСБ Санкт-Петербургского филиала ПСБ Александр Хайкинсон.

В целом же, уточняет эксперт, сегодня можно делать удаленно практически все, начиная от открытия банковского счета. На данный момент через онлайн-сервисы мы проводим порядка 40% операций. За второй-третий квартал – то есть, за самый острый кризисный период – цифры выросли еще на 30-35%. Показатель растет и далее, независимо от обстоятельств, связанных с пандемией. И по нашим ожиданиям, к концу следующего года этот параметр увеличится в полтора раза».

При этом, акцентирует внимание Александр Хайкинсон, будет неправильно сравнивать только абсолютные значения. Так, некоторые услуги перешли по причине пандемии в онлайн впервые.

Например, в преимущественной мере через онлайн реализуются госпрограммы поддержки льготными кредитами малого и среднего бизнеса пострадавших отраслей в рамках распоряжений №696 и №422. «Для понимания – ПСБ одобрил более 96 млрд рублей субсидированных кредитов по всей стране, и около 85% этой суммы прошли именно через онлайн, – отмечает эксперт. – Это то направление деятельности, которое в начале года вообще не прогнозировалось».

В Санкт-Петербурге банк одобрил льготные кредиты по программам поддержки пострадавших отраслей более чем на 8,3 млрд рублей, и существенная доля этих средств была выдана также дистанционно в режиме онлайн, отмечает заместитель директора департамента среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ Игорь Петров.

Главный аргумент в пользу удаленного взаимодействия – удобство. Те, кто уже имел расчетный счет в ПСБ, получали кредит, что называется «нажатием одной кнопки». А тем, кто не являлся клиентом, требовалось просто открыть расчетный счет. «В любом случае, временные затраты составляли не более дня. А собственно одобрение – от 4 до 8 часов», – говорит Игорь Петров.

В жизни важен первый шаг

«У нас и ранее цифровым технологиям уделялось большое внимание. Собственную программу по цифровизации внутренних процессов деятельности банка мы запустили в конце 2018 года», - в свою очередь рассказывает директор по развитию диджитал-департамента банка «Санкт-Петербург» Игорь Бутенко.

Мы начинали с совершенствования внутрибанковских рабочих процессов, сформировали набор проектов и направлений, упрощающих взаимодействие между подразделениями компании, повышение компетенций и автоматизации процессов… «Важный блок – работа с метриками, определение способа оценки и контроля результата каждого направления и этапа цифровизации, - отмечает Игорь Бутенко. - Каждый год в программа обновляется. Добавляются новые задачи: внедрение облачных решений, изменение IT-ландшафта или работа с онлайн-продажами…».

Правильность выбранного пути подтвердило участие банка в исследовании Digital Banking Benchmark 2019. Итоговая оценка по цифровым каналам в совокупности и по мобильному банку заметно выше среднего. Банк «Санкт-Петербург» лидер по привлечению вкладов, более 75% клиентов оформляют вклады именно в цифре. Также лидирует банк и в цифровых продажах вкладов (более 60% приходится на онлайн), а также дебетовых и кредитных картах.

Полный цикл оформления услуги или продукта удаленно реализуется по максимуму, там, где это юридически возможно. При таком подходе у банка не возникло необходимости существенной деформации планов, когда пришла пандемия. «Мы не наблюдали серьезных изменений в поведении клиентов, - вспоминает директор по развитию диджитал-департамента. – Были небольшие корректировки, связанные в целом с ситуацией в мире и спросом на те или иные услуги и сервисы. Так, резко выросли продажи КЭП для юридических лиц – весь бизнес ушел на удаленку и электронная подпись в такой ситуации стала необходима. При пандемии проявились процессы, которые были не полностью переведены в онлайн. И за месяц-два лакуны были устранены. Прежде всего, это операции, связанные с удаленным предоставлением документов».

Из основного, продолжил рассказ Игорь Бутенко, что поменялось с пандемией, следует отметить существенное ускорение time-to-market по всем решаемым задачам. наберется уже десяток тем, которые были запущены в очень короткие сроки. Например, всего за месяц в банке была реализована новая виртуальная карта с возможностью токенизации, в такой же срок была добавлена вся линейка вкладов в мобильное приложение. «Напомню, ранее там предлагался самый актуальный, но всего один вклад, - отмечает представитель Банка «Санкт-Петербург». - Если же говорить про обслуживание юрлиц, то в сегменте МСБ у нас почти все клиенты уже цифровые».

Соответственно, рост клиентской базы в рознице с начала года составил 20%.

Доля онлайн-продаж продуктов и услуг также растет. Но поскольку ранее банк уже имел более 50% продаж в удаленных каналах «поэтому кратного роста не может быть в принципе из-за эффекта высокой базы».

Вы поверьте нам, отцы

Примером существующей исключительно в интернет-пространстве структуры можно назвать компанию «Ипотека.Центр». «Мы занимаемся только ипотекой, - уточняет директор по продажам компании «Ипотека.Центр» Иван Зинченко. Компания работает в сегменте В2В и помогает риэлторам и ипотечным брокерам находить наиболее актуальные ипотечные услуги под конкретные запросы клиентов. Нам сложно вырасти еще куда-то, поскольку мы изначально онлайн-компания».

Компания летом отметила три года, а онлайн-платформа существует с июня прошлого года. С февраля 2020 года на сервисе зарегистрировалось порядка 1,3 пользователей, которые обеспечили выдачи ипотеки на 2,5 млрд рублей. Между тем, по сентябрь эти цифры выросли  до 2,8 тыс. пользователей с выдачей более 10 млрд рублей, а  к октябрю платформа насчитывает более 5000 пользователей «Это – крутые результаты и все это, честно говоря, возможно только благодаря онлайн-технологиям. Мы работаем по всей стране, а  в живую не видели 99% своих партнеров», - уточняет Иван Зинченко.

Иначе говоря, в период пандемии компания фиксирует всплеск интереса потенциальных клиентов к диджитал-пространству с точки зрения возможного заработка. Карантин многих лишил прежней работы, а кто-то решил попробовать себя на новом поприще.

При этом прорывными с точки зрения онлайн-ипотечного брокера эксперт считает следующие решения: «Ключевая история - это рассмотрение объекта по выписке из ЕГРН и отмена требований предоставления справки 2-НДФЛ в бумажной форме с переходом на другие формы подтверждения дохода заемщика».
Вторым по важности является широкое распространение электронной регистрации сделок с недвижимостью. Этим занялись уже многие банки, зачастую в рамках совместных продуктов с застройщиками.

Наконец, директор по продажам напоминает о наделавшей шума в апреле первой полноценной ипотечной онлайн-сделке, которую организовали ВТБ и Пик.
«Если говорить о трендах, то они определяются избитой фразой – перенос оффлайн-опыта в онлайн-опыт. Это то, с чем мы будем дальше жить», - резюмирует Иван Зинченко.

По его мнению, у России в сфере диджитализации большие перспективы, поскольку отечественный банковский сектор в массе оснащен более современными технологиями, чем европейский или американский. Но при этом Россию уже подвигают Китай и арабские шейхи, у которых еще более гибкие форматы взаимодействия с клиентурой.

«Странно говорить про «пир во время чумы», но ипотека сейчас на волне. И через нее государство субсидирует до сорока близких к стройке подотраслей, обеспечивая занятость миллионам россиян», - подытожил свое видение ситуации представитель «Ипотека.Центр».

И сердцу тревожно в груди

В онлайн-пространство стремительно движутся и другие области финансового рынка. «Всплеск электронного страхования обеспечили именно страховые агенты, - сообщает председатель правления Ассоциации профессиональных страховых агентов Александр Тутинас. - И идет мощное развитие данного направления». Тем более, в этом году произошли законодательные изменения, которые разрешили страховым посредникам заниматься информированием онлайн, то есть, с использованием своих ресурсов или страховщика, но привязанным к страховым компаниям.

Но эксперт не мог не затронуть один из самых болезненных ракурсов цифровизации. Онлайн-защита от мошенников, что всегда, например, было болевой точкой страхового рынка, оставляет желать лучшего. В частности, поэтому только отдельные страховые компании перевели в онлайн такой сложный вопрос, как регулирование убытков.

«Известны истории с утечками баз данных, с подменой документов и многими другими недобросовестными практиками», - перечисляет Александр Тутинас.
Мало того, оговаривается эксперт, для страхования совершенно не подходит банковский скоринг. Например, известны ситуации, когда ушедший в серьезную просрочку перед банком должник продолжал аккуратно гасить страховые обязательства. Соответственно, страховым компаниям и без диджитализации есть на что тратить существенные ресурсы.

Представитель профессионального объединения вспомнил, как в десятых годах ряд американских компаний пробовали вселиться на российский рынок черед внедрение услуг по цифровизации стандартных сервисов для страховщиков. Но опыт оказался отрицательным. В первую очередь потому, что в страховании много костных игроков, не готовых к изменениям.

«Поэтому онлайн-проникновение страхования на цифровой рынок следует оценивать, как слабо развитое», - в итоге признал эксперт.

И, конечно, страховщикам есть чему поучиться у банков.

«Самое главное с точки зрения обеспечения безопасности онлайн-взаимодействия банков и клиентов то, что злоумышленники изменили вектор атак, - дает свою оценку ситуации Игорь Бутенко. - Кражи за счет шпионских программ практически прекратились. Вектор полностью сместился в социальную инженерию, и пандемия усилила риски, связанные с работой не только клиентов, но и сотрудников. Большинство теперь работает удаленно и у этого большинства есть удаленный доступ с используемой техники к банковским системам».

Противостоять этому можно, например, с помощью систем мониторинга.

В банке «Санкт-Петербург» применяются одни из лучших (если не лучшие) на рынке систем антивирусной и антифрод-защиты, настроены системы мониторинга, используются многофакторные системы доступа.

С неба милостей не жди

Председатель правления Ассоциации участников финансового рынка Юрий Новиков отмечает, что создание ассоциации совпало с главным трендом развития рынка. Ведь цель работы ассоциации – продвижение финансовых технологий.

Но собственно пандемия с одной стороны ускорила тотальную цифровизацию финансового рынка, а с другой стороны создала совершенно не нужные предпосылки избыточного онлайна.

«Нарушила как баланс целей, так и решений, если бы все развивалось не по экстремальному сценарию, - предостерегает специалист. - Планомерность развития перехода в онлайн экономики был нарушен».

Он напомнил, что целью поступательного развития была экономия времени во имя увеличения объема и выбора товаров и услуг, а в итоге - валового продукта. И эта цель фрагментировала рынки. Теперь же во многом процесс идет ради процесса.

«На мой взгляд, если взглянуть с макроэономической точки зрения, ускоренная цифровизация и подгоняемый пандемией уход в онлайн имеет ряд отрицательных моментов. И когда форс-мажорные обстоятельства закончатся, какие-то сферы вернуться к докризисным принципам работы», - считает Юрий Новиков.
С другой стороны, по его мнению, это вызов и возможность передовым компаниям зафиксировать свои рыночные преимущества и занять более выигрышные позиции в следующих конкурентных войнах.

Впрочем, Александр Хайкинсон не поддерживает полностью такую точку зрения. «В первую очередь, цифровизация, без привязки к локдауну и пандемии, является одним из приоритетов в рамках государственной политики, – отмечает он. – И, естественно, крупнейшие банки вкладывают ресурсы в развитие диджитал-каналов». Поэтому, по словам представителя ПСБ, все заслуги не стоит перекладывать целиком на пандемию. «Скорее, здесь элементарно ускорились неизбежные и уже начатые процессы», – полагает он.

Игорь Чубаха.


Ньюсмейкер: TT Finance — 446 публикаций
Сайт: www.ttfinance.ru/news.php?id=47116
Поделиться:

Интересно:

Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...
Московская молодежь вернулась из первой антарктической экспедиции
17.12.2024 13:18 Новости
Московская молодежь вернулась из первой антарктической экспедиции
Завершилась Московская молодежная антарктическая экспедиция. В ней приняли участие 13 школьников и студентов колледжей. Об этом рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Вот и подошел к концу первый поход юных...
Путешествие по монетным дворам России
17.12.2024 09:44 Аналитика
Путешествие по монетным дворам России
В современной России действуют лишь два монетных двора — Московский и Санкт-Петербургский. Однако так было не всегда. Древние княжества, каждое со своей столицей, на протяжении многих десятилетий чеканили собственные деньги. Первый российский стандарт для монет...
Состоялся очередной показ бренда Misha’Le
17.12.2024 00:21 Мероприятия
Состоялся очередной показ бренда Misha’Le
14 декабря 2024 года в Москве на ВДНХ в рамках «Праздника фантазии» состоялись организованные проектом «Московское долголетие» дизайнерские показы модной одежды, где бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой представил свою новую коллекцию «Русский триколор». Коллекция подчёркивает российскую...
Тульская наступательная операция 1941 года
15.12.2024 09:03 Аналитика
Тульская наступательная операция 1941 года
В декабре 1941 года завершилась Тульская наступательная операция, в результате которой была ликвидирована угроза окружения Москвы с юга. Бои за Тулу стали важной частью битвы за Москву, начавшейся 30 сентября 1941 г. В рамках операции вермахата «Тайфун» планировалось окружить советскую столицу...