28.02.2023 10:45
Аналитика.
Просмотров всего: 20777; сегодня: 2.

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

В 2022 году микрофинансовые организации (МФО) выдали на 22% больше займов, чем годом ранее. В большей степени рост произошел во втором полугодии. В частности, повысился объем выдач займов для малого и среднего бизнеса: предпринимателям было выдано 60 млрд рублей, что на 19% больше, чем в 2021 году.

В прошлом году МФО продолжили активно развивать интернет-кредитование — портфель онлайн-займов вырос на 53%. Самое большое количество дистанционных договоров (82%) было заключено в IV квартале. Некоторые компании начали заключать такие договоры и с малым бизнесом.

Тенденции микрофинансового рынка в 2022 году*.

После снижения выдач в первом полугодии рынок МФО перешел в стадию восстановления. Увеличилась доля просроченной задолженности.

За снижением выдач в I и II кварталах последовала реализация отложенного спроса — объем выданных в III квартале займов увеличился на 25% по сравнению со II кварталом. В IV квартале компании выдали уже на 3% меньше, чем в III квартале, в том числе это обусловлено эффектом высокой базы предыдущего периода. В целом год к году объем выданных займов вырос на 22%.   

Динамика объема выдаваемых в 2022 году займов во многом зависела от сегмента POS. Как показывает практика, микрозаймы на более крупные покупки достаточно чувствительны к общей экономической ситуации — после падения выдач в первом полугодии, в III квартале объем выданных POS-займов увеличился на 88%. В IV квартале снова последовало снижение.

В 2022 году активно развивался сегмент МСП — за год малому и среднему бизнесу было выдано 60 млрд рублей, что на 19% больше, чем в 2021 году. Наиболее активный период роста сегмента — II квартал.

В течение 2022 года портфель займов демонстрировал сдержанный рост — за год 11% (для сравнения за 2021 год — 32%). При этом качество обслуживания долга ухудшилось, о чем свидетельствует как высокое значение показателя NPL 90+ (в течение трех последних кварталов 34,5 — 34,6%), так и значительный объем проданной задолженности (в 2022 году цессия составила 57,6 млрд рублей — почти в два раза больше, чем в 2021, — 30,5 млрд рублей; или 4,6 млн договоров в 2022 году против 2,7 млн в 2021 году).

Рынок МФО сильно цифровизирован – все больше займов выдается посредством онлайн-каналов.

Портфель онлайн-займов в 2022 году вырос на 53%. В IV квартале 2022 года 82% всех договоров было заключено онлайн (для сравнения: в IV квартале 2021 года  — 74%), некоторые компании в 2022 году развивали направление онлайн-займов малому бизнесу. Онлайн-сегмент является достаточно конкурентным и характеризуется более высокой концентрацией — на конец 2022 года около 80% онлайн-портфеля рынка приходилось на 25 компаний.

Доли сегментов в совокупном портфеле МФО, %.

С IV квартала 2022 года в отчетности доступна статистика по новым категориям займов:

- самозанятые (онлайн и офлайн) — незначительная доля портфеля, менее 1%;

- МСП онлайн — дистанционную выдачу займов пока развивает небольшое количество компаний, доля такого портфеля чуть больше 1%;

- POS онлайн — также пока представлен у небольшого числа компаний (2,4%).

Основную часть займов компании продолжают выдавать под высокие процентные ставки.

Более 70% объема потребительских займов в IV квартале было выдано в диапазоне дневной процентной ставки 0,8–1%, доля договоров, заключенных в данном диапазоне, — 82% от общего количества.

Более 40% объема выдач потребительских займов в IV квартале пришлось на займы с ПДН более 80% — значение оставалось стабильным на протяжении трёх последних кварталов.

Объем привлекаемых средств соответствовал ситуации на рынке. Компании более активно используют привлечение финансирования посредством выпуска облигаций.

Объем привлекаемых МФО средств в 2022 году соответствовал динамике выдаваемых займов: снижение активности в первой половине года, рост объемов привлечения в III квартале. Объем привлечения в IV квартале 2022 года по сравнению с III кварталом сократился на 8% (портфель — на 13%), при этом значение выше показателей I — II кварталов. В основном снижение произошло за счет компаний, работающих в сегменте POS.

Кроме традиционных источников финансирования, в течение 2022 года семь МФК привлекли 1,3 млрд рублей путем выпуска и размещения облигаций, в целом обязательства по размещенным облигациям на конец 2022 года были у 11 компаний на общую сумму 12 млрд рублей.

Основой рынка МФО постепенно становятся крупные технологичные компании.

Основную часть прибыли на рынке МФО формируют компании с портфелем свыше 1 млрд рублей: рынок МФО постепенно концентрируется, крупным компаниям проще соответствовать меняющейся экономической конъюнктуре и адаптировать свои бизнес-модели. Сформированная клиентская база и уровень технологического развития позволяют таким компаниям своевременно перестраивать скорринговые модели и продуктовую линейку под нужды заемщиков. Прибыль рынка за 2022 год выросла по сравнению с 2021 годом на 40%.

* Показатели на 31 декабря 2022 года и за IV квартал 2022 года представлены на основании данных предварительной отчетности на 31 декабря 2022 года.

Указанное значение не учитывает займы, выданные онлайн, которые были выделены в отчетности в качестве самостоятельной категории в IV квартале 2022 года (за 2022 год — около 9 млрд рублей).


Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=14582
Поделиться:

Интересно:

Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...
Московская молодежь вернулась из первой антарктической экспедиции
17.12.2024 13:18 Новости
Московская молодежь вернулась из первой антарктической экспедиции
Завершилась Московская молодежная антарктическая экспедиция. В ней приняли участие 13 школьников и студентов колледжей. Об этом рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Вот и подошел к концу первый поход юных...
Путешествие по монетным дворам России
17.12.2024 09:44 Аналитика
Путешествие по монетным дворам России
В современной России действуют лишь два монетных двора — Московский и Санкт-Петербургский. Однако так было не всегда. Древние княжества, каждое со своей столицей, на протяжении многих десятилетий чеканили собственные деньги. Первый российский стандарт для монет...
Состоялся очередной показ бренда Misha’Le
17.12.2024 00:21 Мероприятия
Состоялся очередной показ бренда Misha’Le
14 декабря 2024 года в Москве на ВДНХ в рамках «Праздника фантазии» состоялись организованные проектом «Московское долголетие» дизайнерские показы модной одежды, где бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой представил свою новую коллекцию «Русский триколор». Коллекция подчёркивает российскую...
Тульская наступательная операция 1941 года
15.12.2024 09:03 Аналитика
Тульская наступательная операция 1941 года
В декабре 1941 года завершилась Тульская наступательная операция, в результате которой была ликвидирована угроза окружения Москвы с юга. Бои за Тулу стали важной частью битвы за Москву, начавшейся 30 сентября 1941 г. В рамках операции вермахата «Тайфун» планировалось окружить советскую столицу...