10.11.2023 13:23
Консультации.
Просмотров всего: 1343; сегодня: 1.

Юрист АлтГУ пояснила закон о штрафах за навязывание услуг потребителям

30 октября 2023 года в России вступил в силу закон о защите прав граждан от навязывания товаров и услуг. Он предусматривает штрафы для недобросовестных продавцов до 40 тысяч рублей. Доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук АлтГУ Ирина Кирюшина объяснила, как работает новый закон.

Навязывание услуг — это различные ситуации, когда приобретения одних товаров или услуг обуславливается обязательным приобретением других. В октябре 2023 года принят закон, установивший дополнительную ответственность за такое навязывание (ст. 14.8 КоАП РФ) в виде штрафа на должностных лиц и ИП от 2 до 4 тысяч рублей, на юридических лиц — от 20 до 40 тысяч рублей.

Ответственность будет наступать, если:

- продавец до заключения договора о приобретении основных товаров, работ или услуг предлагает потребителю приобрести дополнительные;

- если потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров или услуг предлагают заключить другой договор, без которого приобрести товары или услуги невозможно, либо возможно на менее выгодных условиях;

- если в договор включаются условия, которые обуславливают приобретение основных товаров, работ, услуг обязательным приобретением дополнительных.

«Наиболее часто услуги навязываются при получении кредита, например, в целях уменьшения процентной ставки по кредиту. Банки и МФО могут навязывать услуги, связанные с возможностью онлайн оплаты кредита: например, услуга доступа к системе оплаты через личный кабинет, услуга по восстановлению пароля в случае, если вы его забыли и т. п. Вам могут предложить за плату „улучшить кредитную историю“ или изменить дату внесения платежа. Эти услуги должны быть известны потребителю и отражены в полной стоимости кредита, которая указывается на первой странице договора. Другой пример — для получения скидки на приобретаемый автомобиль в автосалоне вам предложат приобрести дополнительное оборудование для авто или карту технической помощи на дороге и т. п. сервисы или страховку у конкретной компании», — рассказала Ирина Кирюшина.

Что может свидетельствовать о навязывании дополнительных услуг:

- включение в единый договор комплекса услуг, которые предоставляются отдельно и напрямую друг от друга не зависят;

- требование приобрести дополнительный сервис или комплектующие у определенных лиц;

- отказ продать интересующий товар без дополнительного товара или сервиса;

- предоставление преимуществ клиенту при приобретении дополнительных услуг перед другими клиентами, приобретающими аналогичный товар.

Для потребителя важно не просто наказать недобросовестного продавца, но и вернуть свои деньги. Согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Если вы не воспользовались услугой, то вам должны вернуть ее полную стоимость.

Согласно п. 3 ст. 16 Закона потребитель вправе отказаться от оплаты работ или услуг, выполненных исполнителем без письменного согласия потребителя, а если они уже оплачены — требовать возврата уплаченной суммы.

Если речь идет о навязывании такой дополнительной услуг при потребительском кредитовании, как страхование жизни и здоровья заемщика, то право на отказ закреплено в ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Отказаться можно в течение 14 дней со дня заключения договора (так называемый «период охлаждения»). С января 2024 года это срок будет увеличен до 30 дней.

Тематические сайты: Банки, финансы, платежные системы, Законодательство, право
Сайты субъектов РФ: Алтайский край
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Алтайский государственный университет — 3390 публикаций
Сайт: asu.ru
Поделиться:

Интересно:

7 сентября 1856 г. в Москве прошла коронация императора Александра II
07.09.2024 10:05 Новости
7 сентября 1856 г. в Москве прошла коронация императора Александра II
Коронация представляла собой большой общеимперский праздник. Такой ее готовили опытные царедворцы, такой она должна была остаться в памяти зрителей. Принимая участие в круговороте блестящих церемоний, дальновидный правитель видел в них не только дань традициям и исполнение представительских...
Татьяна Смирнова - старейший действующий художник-модельер России
06.09.2024 11:47 Мероприятия
Татьяна Смирнова - старейший действующий художник-модельер России
12 сентября 2024 года состоится уникальное событие в мире российской моды - торжественная церемония, посвящённая присвоению Книгой рекордов Гиннеса России статуса "Старейший действующий художник-модельер России" Татьяне Игоревне Смирновой. Церемония проводится в связи с 70-летием профессиональной...
Великая Отечественная: История семьи Шуреповых
05.09.2024 16:07 Новости
Великая Отечественная: История семьи Шуреповых
Жену и детей фашисты схватили в тот же день, когда ворвались в город. И только через несколько лет произошла невероятная встреча. Александр и Александра познакомились в 1935 году на всесоюзных соревнованиях по лёгкой атлетике. И вскоре поженились. А через три года его пригласили на службу в органы...
«Взгляды» на Сахалине завершаются конференцией и выставкой
05.09.2024 14:16 Мероприятия
«Взгляды» на Сахалине завершаются конференцией и выставкой
10-11 сентября в Южно-Сахалинске пройдет конференция «Взгляды. Искусство и город». В течение двух дней в ЦПКиО им.Ю.Гагарина эксперты паблик и стрит-арта, а также художники участники проекта проведут дискуссии и лекции о работе с городским пространством и сравнят опыты проведения паблик-арт...
Как я купила франшизу Bambini Flowers мой отзыв и история
05.09.2024 13:19 Интервью, мнения
Как я купила франшизу Bambini Flowers мой отзыв и история
Кристина Уметовская посвятила 8 лет своей карьеры работе в области PR, но год назад приняла решение кардинально изменить свою профессиональную деятельность. Вместе с супругом она приобрела франшизу известной российской сети цветочных магазинов Bambini Flowers. Кристина поделилась своим ценным...