История бумажных денег в России насчитывает чуть более 250 лет, и за этот короткий срок в банкнотах изменилось все: внешний вид, состав бумаги, способ изготовления. На смену ручному труду пришли машины, появились новые материалы, усовершенствовались способы защиты от подделок. Но когда-то бумага для денег варилась в чанах, а водяные знаки делали с помощью проволоки. Как же менее чем за три века изменилось производство банкнот?
Из чего только сделаны деньги…
Бумагу для первых отечественных банкнот делали из ткани — в основном ветоши и старых тряпок. Тряпье варили, подвергали брожению, разбирали на волокна, а для прочности в месиво для отлива бумаги добавляли шелк.
Основными поставщиками материала для денежной бумаги во времена Екатерины II были старьевщики и тряпичники, которые собирали изношенную одежду и белье по всему Петербургу.
Существует исторический анекдот, что в состав первых российских ассигнаций входили салфетки и скатерти со стола самой императрицы Екатерины II.
Антисептический ингредиент
В XIX веке на смену тряпкам пришла пенька — конопляное волокно. Перерабатывать пеньку в бумагу придумали в России еще при Петре I: по его указу в армии и на флоте собирали старые паруса, несмоленые канаты и веревки. Благодаря этому материалу денежная бумага стала более прочной и водостойкой. А так как конопля — природный антисептик, на пеньковых ассигнациях было меньше микробов, чем на их предшественницах.
Сегодня же для защиты купюр от бактерий, вирусов и плесени используют специальное дезинфицирующее вещество — гуанидин, который сохраняет свои свойства в течение пяти лет.
Пластиковые окна на банкнотах
С 1930-х годов и по сегодняшний день основой банкнотной бумаги является хлопковый пух.
А с развитием индустрии полимерных материалов возникла идея использовать их и в денежном производстве.
Первая отечественная полимерная банкнота была выпущена в 2018 году в честь чемпионата мира по футболу.
Пластиковые деньги не менее сложные и дорогие в производстве, чем бумажные. Но некоторые страны переходят на банкноты из полимерных материалов, потому что считают их более долговечными. На пластик не наносят водяные знаки и рельефные узоры — полимерные купюры защищают, например, с помощью таких элементов, как прозрачные окна, в которых на просвет виден рисунок. Но чаще пластик просто добавляют для прочности бумажных денег — так, полимером пропитана российская 200-рублевая купюра.
Ручной труд и роботы
Чтобы печатать пластиковые или бумажные деньги с современной защитой от подделки и износа, используют высокоточное оборудование, которое в автоматическом режиме перерабатывает сырье и готовит материал для производства банкнот. А первые купюры делали вручную — варили, сушили, прессовали…
Отвар для ассигнаций
Черпальщики набирали из огромного чана массу из перемолотой ткани и разливали по формам. Вода стекала, и за дело брались валяльщики: откидывали будущий лист на сукно, отжимали лишнюю влагу, клали под пресс. Пеньковую же бумагу готовили долго: волокно 12 часов вымачивали в щелоке, несколько раз варили и белили. Когда листы высыхали, их для прочности смазывали желатином или рыбьим клеем.
Эпоха машин
1818 год - открылась Экспедиция заготовления государственных бумаг.
В 1818 году в Санкт-Петербурге открылась Экспедиция заготовления государственных бумаг, созданная по инициативе инженера Августина Бетанкура (в 1919 году предприятие вошло в состав Гознака). С тех пор здесь изготавливают отечественные деньги.
Бетанкур оснастил Экспедицию современным оборудованием для производства бумаги, станками для печати денег и мастерскими по созданию защитных элементов для купюр.
1839 год - в России заработала первая в мире мастерская гальванопластики.
Новая технология позволила копировать металлические штампы для печати и производить миллионы одинаковых банкнот.
2010 год - повышение технологичности.
Сложно поверить, что когда-то деньги делали руками: фабрики Гознака в настоящее время оснащены высокотехнологичным роботизированным оборудованием, очень быстрым и предельно точным.
Защита рубля
Защита от фальшивомонетчиков была не менее важной задачей для мастеров, чем поиск ингредиентов для денежного сырья и увеличение скорости печати. Уже в XVIII веке на отливочных формах заранее «вышивали» орнамент из медной и серебряной проволоки. После высыхания бумага в месте орнамента становилась тоньше и светлее — так получали водяные знаки. До сих пор этот старинный способ защиты купюр считается очень надежным.
Вооруженным глазом
1840-е годы - начали наносить микрошрифт.
Подлинность купюры гарантирует и микрошрифт, который начали наносить на банкноты с начала 1840-х годов.
1890-е годы - микротексты дополнили сложным орнаментом из ветвей и листьев и аллегорическими фигурами.
Повысить уровень защиты банкнот позволила металлографская глубокая печать, которую в отечественном денежном производстве применяют с 1866 года. Суть технологии состоит в том, что элементы рисунка утоплены в печатную форму. Вытекающая из углублений краска высыхает, и на бумаге остается четкое рельефное изображение, которое можно почувствовать на ощупь. Такой оттиск невозможно воспроизвести никаким другим способом.
Картины на деньгах
Рисунки и надписи на первых бумажных ассигнациях в какой-то мере защищали купюры от подделки, но это была не единственная их функция. На банкнотах, выпущенных по указу великой просветительницы Екатерины II, размещали текст о порядке обращения и номинале. Так малограмотное население было вынуждено учиться читать хотя бы деньги.
Портретная галерея предков
К середине XIX века технические возможности позволяли художникам предлагать сложные варианты оформления банкнот — например, размещать на них традиционные русские узоры, изображения архитектурных памятников и людей в национальных костюмах. Обсуждалась идея написания номиналов на языках народов, населявших Российскую империю.
Но Александр II остановил свой выбор на эскизах с портретами его царствовавших предков. Император даже позволил художникам зарисовать с натуры императорскую корону и другие царские регалии.
Когда на смену монархии пришла советская власть, изображения венценосных особ оказались вытеснены образами простых советских граждан — рабочего, крестьянина, шахтера, кузнеца.
Обсуждались и эскизы с изображениями советских тружениц — эта идея тоже не была воплощена, так что единственной женщиной, чей портрет когда-либо печатали на отечественных банкнотах, до сих пор остается Екатерина II.
В 1990-е годы, размышляя над дизайном нового российского рубля, художники предлагали эскизы с портретами живописцев, писателей, ученых… В результате в оборот выпустили купюры с изображениями достопримечательностей российских городов.
Рублевая палитра
Важным элементом производства денег наравне с поиском идеального «рецепта» сырья и созданием защитных рисунков стал цвет бумаги. Цветные купюры в России появились в 1787 году. Первыми выпустили синие 5 рублей и красные 10-рублевки. Благодаря разным цветам банкнот малограмотному населению стало гораздо проще определять номинал. А вот работа фальшивомонетчиков, которые привыкли иметь дело с белыми ассигнациями, усложнилась.
Радужные деньги
С 1843 года в оборот вошли разноцветные купюры. Для их производства мастера разработали метод ирисовой, или радужной, печати. В результате использования нескольких красок одновременно получался радужный эффект с плавным переходом от одного цвета к другому.
Несколько десятилетий спустя сотрудник Экспедиции заготовления государственных бумаг Иван Орлов изобрел машину, которая наносила на банкноту все цвета одновременно и с точностью повторяла элементы и оттенки на всех купюрах. Одна из особенностей «орловской печати» в том, что границы цветовых переходов получались резкими и оттенки не смешивались, как при радужной печати. Этот прием используется для печати купюр и в наше время.
Сияющий рубль
Сегодня при печати используют специально изготовленные защитные типографские краски с эффектом перемены цвета, магнитными и флуоресцентными свойствами.
На современные купюры наносят метки, отражающие инфракрасные лучи. Обнаружить фрагменты, выполненные такими красками, можно только с помощью специальных приборов.
Краски для банкнот устойчивы к химикатам, бытовым растворителям и моющим средствам. Но перед стиркой лучше проверить, нет ли в карманах одежды бумажных денег. Банкноты, которые постирали порошком с отбеливателем (чтобы белье «сияло чистотой»), под ультрафиолетовой лампой начинают сиять голубым светом. Такую купюру, скорее всего, сочтут испорченной, и придется идти в банк, чтобы обменять ее на новую.
Изображение (фото): Музей Банка России
Участники событий и другие указанные лица: